STORM

+7 (966) 347-0291


More Website Templates @ TemplateMonster.com. December10, 2011!

ОЦИФРОВКА видеокассет  - что это такое и как это сделать? Теория и практические указания по оцифровке видео.

Начнем с истории. До недавних времен, точнее до появления цифровых носителей информации, таких как диски CD, DVD, Blu-Ray и т.д., широкому кругу населения были доступны бытовые видеомагнитофоны стандарта VHS, с большими толстыми кассетами, наподобие серии книг "Классика и Современники". Этот формат был изобретен компанией JVC в 1976 году и расшифровывался как Video Home System (VHS). На этих видеокассетах записывался аналоговый сигнал, несущий в себе видео, аудио и прочую информацию. Запись велась на магнитную пленку шириной 12,65 мм и поддерживала 240 линий по горизонтали. Чуть позже был запущен другой формат - SVHS. Как вы догадались, аббревиатура S - добавила понятие "Супер". Это была усовершенственная версия VHS, которая выдавала 400 линий, и в ней были значительно уменьшенны помехи, за счет раздельной обработки сигналов яркости и цветности. Этот формат получил широкое распространение на телеканалах.

В гонке за первенство, вслед за JVC, в 1984 году компания SONY выставило напоказ новый полупрофессиональный формат Video-8. Разрешающая способность у этого формата ограничивалась 240 линиями, что не давало преимущества перед VHS, и тем более перед SVHS. Поэтому, долго не думая, Sony обнародовала новый формат видеокассет Hi-8, где данный недостаток был устранен и разрешающая способность достигла 424 линий. И это при том, что запись велась на пленку шириной 8 мм. Дальше - больше. Sony объявляет о выходе нового формата, который cделает революцию в телеиндустрии и надолго останется самым востребованным форматом, практически не имеющего аналогов - Betacam, обеспечивающий 500 линий. Но это семейство профессиональных форматов, так что здесь мы особо не задержимся.

Настала эра цифрового видео. До сих пор есть приверженцы двух основных точек зрения в споре какой же формат лучше. Одни уверяют, что аналоговая запись более "живая",а цифровая - "сухая", другие твердят, что цифра более четко передает картинку. И те и другие правы. Скажу лишь, что с цифровым форматом работать куда более легче, чем с аналоговым. С появлением "цифры" возможности редактирования видеозаписей стали куда более разнообразными и доступными для широкого круга пользователей персональных компьютеров. Цифровой метод хранения данных, равно как и запись на носители, подразумевает описание информации в виде цифр, как правило это представляется через 1 и 0. Выражаясь языком программирования: информация хранится в битах и байтах. В аналоговом вариате, информация хранится в виде сплошной массы различных сигналов, кривых и прямых линий, вместе которые образуют полную картину. Для сравнения этих двух понятий приведу такой пример: Представьте, как вы рисуете на листочке в квадратную клетку некое изображение, положим кривые линии. Теперь тоже самое нарисуем на листе бумаги без квадратиков. Что имеем? На листе в клеточку мы стараемся использовать всю клетку целиком, не ломая и не перекраивая ее, а на гладком листе мы делаем ровную кривую. Если посмотреть на рисунки становится понятна разница описания/хранения одной и той же информации разными способами: аналоговая запись и цифровая.

 Как видим, аналоговая картинка выглядит красивее, или, как выражаются сторонники этого формата - "живой", а цифровая - с четко выраженными гранями. А теперь представьте что какая-то часть картинки повредилась, стерлась. В каком из вариантов легче будет восстановить потерянный фрагмент записи? Конечно же в цифровом варианте. Здесь наглядно видны квадраты и грани, и восстановить их не составит большого труда. Конечно же это утрированное объяснение, но оно очень близко к истине. Восстановить аналоговую запись без применения цифровых технологий это или высший пиллотаж, или нереально вообще. А теперь, собственно, переходим к сути вопроса.

Итак - оцифровка. Выражаясь простым языком, это процесс перевода информации с аналогового носителя на цифровой. Рассмотрим наиболее распространенные варианты оцифровки и, что не мало важно, доступные практически любому владельцу персонального компьютера, ноутбука и, естественно, видеокамеры.

IEEE 1394 (известен так же, как FireWire, i-Link, mLAN, Lynx, SB1394) - на приборах обозначается значком в виде трех лучей, два вверх и один вниз, символизируя передачу информации во всех направлениях. Гнездо для подключения бывает двух типов: 6-pin или 4-pin (6 или 4-х контактный разъем). На портативных видеокамерах обычно используется 4-х контактное гнездо из-за компактности разъема. Через этот интерфейс можно передать информацию с видеокамеры на компьютер, не используя никакого другого дополнительного оборудования для оцифровки видео. Для пользователей операционной системы Windows в стандартном наборе программ, устанавливаемых по-умолчанию, существует программа Windows Movie Maker, которая позволит вам на начальном этапе попробовать свои силы в оцифровке и редактированию ваших видеозаписей. Для того, чтобы оцифровать видеокассету, вам понадобится кабель для подключения видеокамеры к компьютеру. Есть три типа кабелей FireWire: 6 pin > 6 pin, 4 pin > 4 pin и 6 pin > 4 pin. Эти кабели не имеют полярности и их можно подключать как угодно, в зависимости от того, где какой разъем. Итак, мы подключили камеру к компьютеру. Ваш компьютер сразу же отреагирует на подключение нового устройства и постарается сам подобрать драйверы для идентификации вашей камеры и подготовить его к работе. Большинство видеокамер сразу же определяется компьютерами и если этого не случилось, обратитесь к инструкции камеры, наверняка с ним поставляется диск с драйверами и еще какой-то программный продукт. Далее, открываем программу Windows Movie Maker, и начинаем оцифровку видео. Как работать в этой программе описано на официальном сайте Microsoft.

А мы c вами рассмотрим оцифровку с VHS кассет. Как же оцифровать видеокассету, если нет этого разъема на видеокамере? Для этого существуют карты или платы видеозахвата. Есть как внешние, так и внутренние, которые вставляются в разъем на материнской плате в компьютер. Не буду рекламировать никого из производителей, просто погуглите карта видеозахвата. Будем считать, что вы определились с выбором платы, установили и готовы работать. Приступим. Для этого нам нужны видеомагнитофон, кабель RCA > RCA (в простонародии называется "тюльпан") для соединения с платой видеозахвата и кассета VHS. Подключаем кабель RCA следующим образом: на задней панели видеомагнитофона находим три разъема - один Video Out (желтого цвета) и два Audio Out (красного и белого цветов, что означает Правый канал и Левый, соответственно), а другие концы кабеля подключаем к плате видеозахвата видео к видео, аудио к аудио. Загружаем в магнитофон видеокассету и все - механическая часть работы закончена. Теперь самый ответственный момент! Выбор программного обеспечения. От того, что за программу вы выберите зависит вся дальнейшая участь вашего домашнего видеоархива. Мой совет - это Vegas Pro, разработанная компанией Sony. Поистине классная программа, сочетающая в себе все, что нужно как для начинающих, так и профессионалов. А это, поверьте, редкость. Программа работает практически со всеми распространенными форматами, имеет встроенный модуль захвата, кучу видео и аудио эффектов, редактирует и видео, и аудио, экспортирует в DVD и практически любой формат. Вообщем, не программа, а загляденье. Самой главной фишкой этой программы, я считаю, возможность наложения видеопереходов одним движением мыши, в отличии от всех других программ, где это же действие выполняется, как минимум, в три хода. Уверен, вам доставит удовольствие оцифровка видеокассет и их редактирование в этой программе. Не буду останавливаться на методах видеомонтажа в этой программе и перейду сразу к следующему этапу - запись на диск.

Авторинг - процесс создания DVD диска. Что он в себя включает? Это - создание меню диска, добавление разделов (чаптеров), добавление нескольких звуковых дорожек, субтитров, разных углов съемок, создание слайд-шоу. В принципе, это все, что означает термин авторинг. И тут нам придет на помощь компания Sony со своим продуктом DVD Architect Pro. Найти в интернете и прочитать инструкции по применению этой программы не составит особого труда, поэтому не будем здесь заоострять внимание. Скажу лишь, что эта программа чуть более сложна, чем, к примеру, DVD Workshop, но привыкнув к ней, на другую вы уже не перейдете.

Может получилось коротко, но суть статьи заключалась не в детальной разборки понятия оцифровки видеокассет, а в глобальном понимании этого процесса. Дерзайте, фантазируйте, пробуйте свои силы на этом поприще и авш труд будет вознагражден, как минимум, членами вашей семьи, которым вы преподнесете собственноручно сделанный продукт.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Телекино
 - URSA DIAMOND TELECINE.

В наши дни стремительно развивается технология видео. Но, несмотря на это, большинство режиссеров, желая достичь высочайшего качества изображения, использует при съемках кинопленку, прибегая впоследствии к помощи установки телекино, даже в тех случаях, когда программа предназначается для телевидения или видео. Ведь сама по себе кинопленка обладает некими особыми свойствами; их сложно определить, но одно известно точно - это характерное художественное изображение. Исходя из этого, первое главное требование к установке телекино формулировалось так: "телекино" должно сохранять особую художественность изображения, а также позволять работать с материалом на пленке, при этом не рискуя качеством выходящего видеосигнала.

Сегодня работа с установкой телекино - это уже не банальный перевод материала, а сугубо творческая стадия при монтаже программ. Теперь художник имеет возможность контролировать цветовой баланс изображения, а также, обладая современными процессорами, менять его, создавая новые источники света в тех местах, где их нет на оригинале. Более того, можно производить различные манипуляции с "картинкой" - растягивая или сжимая, вращая или наклоняя ее. Отсюда следует, что другим важным параметром работы установки телекино должна быть возможность быстро задействовать эти функции и непосредственно видеть их воплощение на экране, что позволяет сотрудничать и обмениваться идеями всем участникам творческого процесса.

Когда компания Cintel выпустила установку телекино URSA, упомянутые требования воплотились в реальность. URSA стала первой в мире полностью цифровой установкой телекино, подняв таким образом уровень качества сигнала и сделав возможным творческий подход в работе с материалом, в том числе внедрив революционные спецэффекты.

Серия оборудования URSA пополнилась установкой телекино URSA Gold, а в дальнейшем увидела свет и URSA Diamond. Благодаря абсолютной цветовой стабильности, а также минимизации эффекта зубчатости линий, установку URSA во всем мире считают оборудованием высочайшего класса. Эта техника уже широко распространена и работает во многих странах мира.

Технология телекино

В настоящее время существует два типа установок телекино. В первом случае за основу взята матрица CCD, во втором - система, построенная на принципе Flying Spot ("летающая точка"). Установка на базе CCD обладает своими достоинствами, но вряд ли кто-нибудь решится отрицать, что технология Flying Spot позволяет художнику полностью контролировать качество "картинки" и сохранить ощущение киноизображения.

С тех пор, как компания Sony предоставила свою аппаратуру телекино, обладающую высокой степенью разрешения, на рынке появилось два типа оборудования, работающего на основе CCD. Компания Sony использует плоскостную матрицу (area array) - подобно тем, что применяются в видеокамерах. Однако этот принцип не лишен недостатков, поскольку пленка движется в прерывистом режиме: продвижение на один кадр, обработка ее CCD, вновь продвижение на один кадр. При том, что в реальном масштабе времени необходимо поддерживать скорость 24, 25 или 30 кадров в секунду, пленка оказывается подверженной постоянным ускорениям и замедлениям, что вызывает ее излишнее натяжение. Соответственно, в таком режиме работы трудно достичь высокой стабильности изображения.

В традиционных установках телекино на основе CCD используется линейная матрица (line array). Это означает, что для создания изображения пленка протягивается вдоль одиночной линии элементов. В этом же заключается один из главных недостатков: при такой системе невозможно просканировать кадр в режиме паузы. Следовательно, все перемещения, кадрирование, цветокоррекция и т.д. должны производиться в цифровой кадровой памяти, а не на выходе установки.

К недостаткам этой системы также относят и неизменность разрешения сканирования, так как между источником света, линзами и линейной матрицей имеется прямая зависимость. Эта схема позволяет сканировать всю ширину пленки, однако, если вы решите растянуть часть изображения на полный кадр, вам придется удалить информацию с части элементов CCD и интерполировать изображение, что отнюдь не улучшит качество.

Принцип Flying Spot в установке телекино

Компания Cintel всегда была сторонницей принципа сканирующего луча (Flying Spot) в аппаратуре телекино. В установке телекино на базе CCD используется относительно простой источник света, а элемент изображения и его линейная структура создаются при помощи специальных датчиков (и движения пленки). В системе же Flying Spot применяются очень простые датчики, а видеоизображение создается с помощью источника света.

"Сердцем" установки телекино Flying Spot, например URSA Diamond, является электронно-лучевая трубка (CRT), которая создает мощный немодулированный световой поток, образуя на своем экране световую точку. Эта точка, сканируя по экрану (и будучи сфокусированной на кадре), создает видеоизображение. Роль детекторов в этой системе выполняют фотоэлектронные датчики (или фотоумножители в случае с URSA Diamond). По одному на каждый цвет.

Одно из важных достоинств принципа Flying Spot - это возможность управления частотой сканирования. Например,частота кадрового сканирования может быть подстроена под любую скорость движения пленки, даже при ее остановке. Сканировать стоп-кадр также просто, как и в нормальном режиме.

Далее, если размеры поля сканирования пропорционально уменьшены, то сканирование будет производиться только в выбранной части кадра, что равносильно функции масштабирования (zoom). Важно заметить, что при этом датчики работают с тем же разрешением, и качество изображения в любой точке не ухудшается. Единственными ограничениями при масштабировании могут стать "зернистая" структура самой пленки, а также структура фосфорного покрытия трубки.

Когда серия URSA только появилась, одним из революционных решений было цифровое управление строчной и кадровой развертками луча. Это значит, что наряду с масштабированием и панорамированием можно создать множество других эффектов: вращение, сжатие/растягивание, наклон и перспективу.

Этим мгновенно воспользовались художники по всему миру. При помощи этих систем производятся видеоролики в стиле молодежных программ MTV с большим количеством эффектов. Оборудование URSA используется также в ежедневной работе художников, являясь неотъемлемым инструментом общего творческого процесса. Можно четко задать длительность плана в рекламе, позиционировать для раскраски предметы в кадре, точно совместить по месту объекты для морфинга - и все до начала обработки. Самое важное заключается в том, что при обработке в установке телекино изображение абсолютно не деградирует.

Видеотракт

Попадая на фотоэлектронный датчик (PEC), сигнал почти немедленно преобразуется в цифровую форму. Аналого-цифровое преобразование - 14-разрядное, но, поскольку художник имеет возможность управлять датчиками PEC, его можно считать эквивалентным 20-разрядному.

Весь видеотракт установки телекино полностью цифровой. Первичная и вторичная цветокоррекция (подъем, гамма-коррекция и усиление красного, зеленого,синего, голубого, пурпурного и желтого) осуществляются в 14-разрядной форме, что позволяет достичь наилучшего цветового разрешения. Обработка сигнала в цифровом виде позволяет подавить шумы и гарантировать "кристальное" качество выходного сигнала.

Выходной сигнал представляется в цифровых стандартах 4:2:2 или 4:4:4, что обеспечивает совместимость с любой монтажной студией высшего уровня. Мониторные выходы - аналоговые, RGB. Выходной сигнал для монитора художника может сравниваться с содержимым эталонной кадровой памяти, что позволяет сопоставлять цветовой баланс между сценами.

Управление и цветообработка

Поскольку в установке URSA заложены возможности первичной и вторичной цветокоррекции, возникает потребность в более сложном управлении цветом, что обычно осуществляется выходным процессором и включают в себя процессор Renaissance 8:8:8 фирмы Da Vinci. Альтернативой может служить Pogle DCP фирмы Pandora.

Выходной цветовой процессор способен выделить вектор одного цвета и заменить его на любой другой цвет. Для этого ширина выделяемого спектра цвета может варьироваться. Все обычные цветовые процессоры могут одновременно работать с несколькими векторами, а также разделять экран на несколько зон (или "окон") и вести коррекцию цвета в каждом из них.

Для того, чтобы проделать эти операции требуются мощные вычислительные возможности. В случае с Da Vinci система принимает сигнал от URSA в формате 4:4:4 и мгновенно трансформирует его в формат 8:8:8 для того, чтобы обеспечить достаточное операционное пространство. Окончательный сигнал на выходе вполне соответствует высокому цифровому качеству компонентного формата 4:2:2.

Все функции установки телекино - спецэффекты, уровни датчиков PEC, внутренняя коррекция цвета, а также выходной цветовой процессор - предварительно программируются. Контроллер установки телекино, Renaissance, работает с использованием временных шкал для каждой функции, что дает возможность художнику корректировать изображение на протяжении всего фрагмента. При этом каждое изменение записывается в память, оставляя возможность последующего воспроизведения. Динамические характеристики, то есть динамические изменения параметров изобажения последовательности кадров, также программируются. Причем фиксируется различная длительность изменений для каждого параметра. Список значений параметров (аналог списка монтажных решений) хранится в контроллере или может быть записан на дискету.

URSA Diamond

В тех случаях, когда работа над определенным проектом продолжается после перерыва с восстановлением ранее заданных параметров из памяти, важно, чтобы аппаратура телекино сама всегда возвращалась к стандартным настройкам. За этой функцией стоит долгая история развития тракта цифрового сигнала.

В функции URSA также заложен процесс автоматической настройки, с помощью которого трубка калибруется в соответствии со всей системой, гарантируя адекватные уровень света и цветовой баланс. Применительно к URSA Diamond эта функция была усовершенствована и теперь обеспечен очень высокий уровень повторяемости от одного этапа работы к другому.

Детекторы новой системы трекинга под названием Diamond Set постоянно поддерживают датчики PEC в состоянии настройки. Они также связаны с системой TWiGi и "интеллектуальным" и "активным" корректором яркости. Благодаря этому художник может быть уверенным в том, что ранее заданные параметры можно легко восстановить с абсолютной точностью.

Стоит упомянуть еще одну существенную особенность, заложенную в URSA Diamond. В установках телекино невозможно избежать зубчатости. Оно возникает при разложении кадра на отдельные строки. На крупных планах этот эффект напоминает кирпичную кладку или жалюзи и раньше не было решения этой проблемы.

Для исключения этого в состав URSA Diamond входит система SCAN'dAL, которая, наряду с TWiGi, является разработкой английской компании Innovation TK. Система SCAN'dAL изменяет форму самой сканирующей световой точки, тем самым заполняя пробелы между строк и позволяя управлять зубчатостью линий, получая в результате более яркую, более четкую, более "художественную" картинку.

Итак, основные задачи установки телекино URSA Diamond можно сформулировать следующим образом: предоставить художнику возможность полного и четкого контроля во время работы, отвечать самым жестким требованиям монтажа программ, обеспечивая высокое качество изображения, а также сохранить характерную для кинопленки красочность.